Татьяна Тихонова: «Проекты в промзонах должны быть комплексными, иначе модель перестанет быть успешной»
Строительство в локальных промышленных площадках повышает качество городской среды генеральный директор "РГ-Девелопмент" Татьяна Тихонова
Власти Москвы последние несколько лет заняты реорганизацией промзон, где планируется комплексное развитие территорий и возведение жилья. О том, почему компания активно строит в промзонах и какими должны быть современные жилые проекты, рассказала «Интерфаксу» генеральный директор «РГ-Девелопмент» Татьяна Тихонова.
Расскажите о своих проектах в промзонах?
Компания реализует три жилых проекта в границах реорганизуемых промзон: ЖК «Родной город. Октябрьское поле» на месте бывшего автопредприятия в промзоне № 41 «Октябрьское поле», ЖК «Родной город. Воронцовский парк» — в промзоне № 35 «Воронцово» и ЖК «Родной город. Каховская» — на территории бывшего завода металлопластмасс. Концепция всех проектов одна – это комплексные жилые проекты с благоустроенной территорией и инфраструктурой на первых этажах.
Создав три года назад "РГ-Девелопмент", мы стали сознательно присматриваться именно к бывшим производственным площадкам. Поначалу брали в разработку небольшие участки: их сложная конфигурация при относительно небольшой площади, порядка 2 га, компенсируется целым рядом плюсов.
Во-первых, многие локальные промзоны, в том числе и те, на которых мы начали застройку, отличает удачное расположение. Они находятся в центре сформированных районов с богатой инфраструктурой, в шаговой доступности от маршрутов надземного и подземного транспорта. Пока предприятия работали в полную мощность и по профилю, такое расположение было оправдано. Но сейчас большинство из них живет за счет аренды, год от года ветшая и создавая проблемы москвичам.
Между тем, хорошая локация — это очевидный плюс для будущих жителей наших проектов. Время становится одним из главных приоритетов в современном мегаполисе и то, что наши клиенты смогут быстро добраться до центра или других районов города, купить необходимые товары и получить нужные услуги в шаговой доступности от дома дает нашим комплексам несомненное конкурентное преимущество.
Во-вторых, хотя площадь участков относительно небольшая, она вполне достаточная, чтобы реализовать комплексный проект, дополнив инфраструктуру района собственной инфраструктурой. В каждом нашем проекте первые этажи отданы под коммерческие площади в удобной нарезке от 40-60 кв. м, есть детский сад и собственная благоустроенная дворовая территория.
В свете экономической ситуации коммерческие площади не очень хорошо сдаются в аренду. Вы не боитесь, что они лягут мертвым грузом?
Люди больше не хотят покупать стены, они покупают качество жизни. А это значит, возможность приобретать товары, развлекаться, проводить досуг с семьей, заниматься спортом рядом с домом. Если мы не предложим им эти возможности, наша бизнес-модель просто перестанет быть успешной.
Что касается заполнения коммерческих площадей, то, сложностей я не предвижу. Хотя бы потому, что, несмотря на то, что мы еще не приступали к их реализации, у нас уже есть хороший объем заявленного спроса.
Как город относится к вашим инициативам?
Градостроительная политика Москвы меняется. Если раньше город формировался как индустриальный центр, то сегодня многие предприятия, расположенные в городской застройке и базирующиеся на старых технологиях, отмирают, т.к. не могут конкурировать с современным производством. Многие площадки давно изменили свой функционал и не используются по назначению. Такие предприятия оказывают негативное влияние на экологию города, социально-экономическое развитие, и не вписываются в современную деловую, транспортную, логистическую инфраструктуру.
Городу необходимо навести в них порядок, оставить и развить действующие современные производства, как места приложения труда, и обустроить заброшенные территории, не пригодные к сохранению производства, в соответствии с градостроительными планами — под социальные, инфраструктурные, спортивные или жилые объекты.
Освоение территорий закрытых или работающих не по профилю предприятий поможет решить транспортные проблемы, улучшить экологию, сократить социальную напряженность, органично интегрировать эти площадки в структуру районов.
Почти все крупные европейские столицы, Лондон, Париж, Берлин развивались примерно по одной схеме, вокруг промышленных предприятий, портов, логистических комплексов и во второй половине XX века столкнулись с необходимостью выноса этих мощностей. Не только потому, что они морально устарели, но еще и потому, что города изменились, изменился образ жизни, появились новые сферы занятости.
Например, такими районами являются Docklands (бывшие портовые территории) и Paddington (заброшенные площади). В здании бывшей электростанции Bankside Power Station в Лондоне разместился один из самых популярных музеев современного искусства Tate Modern. Таким должен быть вектор развития городов. Правительство Москвы это отлично понимает и идет навстречу компаниям, которые готовы преобразовывать промзоны.
С 1 января 2017 года вступает в силу закон о комплексном развитии территорий, как он скажется на работе девелоперов и вашей компании в частности?
Закон много обсуждают, это большой шаг вперед. Очень важно, что теперь девелоперы, владеющие крупными участками на территории, подлежащей комплексному развитию, смогут реализовать свой инвестиционный проект с минимальными административными барьерами. Например, без конкурса заключить договор о комплексном развитии с городом, самостоятельно обеспечить разработку документации по планировке территории, а также получить от города земельные участки для размещения социальных или инфраструктурных объектов в аренду без торгов.
Кроме того, в соответствии с новым законодательством, если социальные или инфраструктурные объекты размещаются на участке девелопера, то ему могут быть предоставлены налоговые льготы или равноценный участок, либо снижена арендная плата за землю.
Что касается "минусов" нового закона, то пока нет практики, рано судить. Нужно опробовать его положения в действии.