Top.Mail.Ru
Заказать обратный звонок
Центральный офис продаж:
г. Москва, ул. Правды, д. 26
БЦ «Северное Сияние»
Назад

Сергей Шумей: «Дети и деньги: Как и зачем повышать уровень финансовой грамотности подростков»

02.02.2023

Риски от сети

Сегодня каждый второй школьник легко совершает покупки с помощью смартфона, а 56% регулярно пользуется мобильным банком. Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) констатирует: индекс цифровой грамотности подростков 73 процентных пункта из 100 возможных, в то время как у их родителей только 52.

Однако это не гарантирует, что и уровень финансовой грамотности у молодых россиян также высок. Аналитики НАФИ установили, что школьники испытывают дефицит практики по управлению бюджетом, планированию трат и не имеют опыта противостояния мошенникам. Мало того, каждый третий подросток уверен, что от информации в сети не может быть никакого вреда, а каждый пятый довольствуется единственным источником сведений при поиске какой-либо информации. Иными словами, при низком пороге входа в финансовый мир у подростков очень велика уязвимость.

Исследователи выявили несколько наиболее явных финансовых рисков для подростковой аудитории. Прежде всего, школьники подвержены необдуманным и незапланированным тратам. Во-вторых, они мало знают о безопасности финансовых сервисов, способах защиты своих средств и гарантированной государством защите вкладов. В-третьих, они могут пострадать от низкой информационной доступности и неадаптированной под эту аудиторию финансовой инфраструктуры. И наконец, допустить утечку персональной информации и, как следствие, потерю средств. 

Когда надо начинать обучение финансовой грамотности

Несмотря на то, что у многих подростков есть банковские карты и карманные средства уже в 14 лет, родители считают, что пользоваться такими финансовыми продуктами, как акции, облигации, ценные бумаги и прочее, следует не ранее 19 лет. Кроме того, во многих семьях есть табу на разговоры про деньги при детях, а между тем в этих повседневных разговорах о тратах, оплате счетов, семейных приобретениях и формируются финансовые установки. Неслучайно говорят: «Любые разговоры с вашими детьми о деньгах — это всегда разговоры о ваших ценностях».

Получается, что деньги появляются раньше знаний о том, как с ними правильно обращаться, что и приводит ко многим проблемам, которые только укрепляются с возрастом. В том числе, к излишней кредитной зависимости.

Иными словами, учить, как этому противостоять, логично как можно раньше. По данным одного из крупнейших международных банковских конгломератов финансовые привычки, формирующиеся в возрасте от 3 до 7 лет, сохраняются на всю жизнь. Это может быть привычка откладывать деньги с каждого финансового поступления на обучение, переждать день-два перед совершением крупной покупки для исключения влияния эмоционального импульса и др.

Участие в формировании культуры обращения с финансами принимают и финансовые организации: детский банкинг уже перестает быть нишевым продуктом, и в России банки активно предлагают несколько видов карт для детей и подростков. С увеличением возраста пользователя карты растет и набор доступных опций.

Еще один участник программ по повышению финансовой грамотности — государство. Власти и финрегулятор разрабатывают рекомендации для просвещения детей и подростков.

В последние годы активно внедряются программы финансовой грамотности на различных уровнях — от дошкольных учреждений, в которых о правилах обращения с деньгами рассказывают через сказки и игры, до вузов, где программа предусматривает лекции, семинары и проектную деятельность. С 2018 по 2020 годы число образовательных организаций, где в программы включена финансовая грамотность, выросло на 8,6% — и достигло 32 тысяч, в том числе удвоилось и число школ. В планах сделать такие уроки обязательными для всех учеников с 1 по 9 классы. 

Зачем планировать бюджет с детства

Однако наиболее действенным все-таки остаются внеурочная практическая деятельность и семейное общение. А что делать тем ребятам, у кого нет родителей? Для воспитанников детских домов проблема формирования финансовой грамотности стоит еще острее. Не секрет, что по выходу из социальных учреждений они чаще других рискуют стать жертвой мошенников.

Зная об этом, мы с единомышленниками запустили проект «Я планирую свой бюджет», который помогает выпускникам Петропавловского детского дома в Омске адаптироваться к самостоятельной финансовой жизни.

Руководствуясь аксимой Рузвельта «Мы можем не суметь подготовить будущее для наших детей, но мы точно можем подготовить наших детей к будущему», мы поставили целью научить ребят видеть причинно-следственную связь между работой, заработком и расходами.

В рамках проекта педагоги детского дома начали обучать подростков (сначала в программе участвовали только дети выпускных классов) обращаться с деньгами, поясняя, что они не сыпятся с неба, и для того, чтобы их заработать, нужно приложить доступные детям в их возрасте усилия, а именно: усердно учиться, активно участвовать в общественной жизни и спорте, проявлять свои творческие способности. Это дает детям возможность «заработать» некие виртуальные баллы, которые ежемесячно начисляются (как зарплата), а часть из них также виртуально «списывается» на проживание, коммунальные услуги и еду, что отражалось в так называемых расчетных листках.

Благодаря этому приходит понимание, что кроме доходов, есть обязательные расходы, которые надо учитывать. По окончании учебы, все накопленные учениками виртуальные баллы автоматически преобразовываются в реальные деньги по курсу 1 балл = 1 рубль, и зачисляются нашим партнером — Банком ВТБ на именные карты воспитанников. Карты входят в обязательный дорожный набор выпускников, включающий в себя самое необходимое для начала самостоятельной жизни.

Проект очень быстро набрал популярность среди воспитанников, и мы расширили круг его участников, включив в него и более младших учеников. Многие из них уже знают азы безопасности для своего кошелька. Проверьте себя и вы!

Источник: ko.ru

Заказать обратный звонок
Бесплатное такси в офис